БЕРНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ: европейская политика губит природное наследие
Белорусская делегация приняла участие в 42-м заседании постоянного комитета Конвенции Совета Европы об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе 1979 г. (Бернская конвенция).
Республика Беларусь присоединилась к Бернской конвенции в 2013 году, приняв на себя международные обязательства по обеспечению охраны дикой флоры и фауны и их среды обитания. При этом особое внимание Конвенцией уделяется тем видам, которые находятся под угрозой или являются уязвимыми, в том числе мигрирующим видам. В настоящий момент Бернская конвенция объединяет 50 государств – членов, включая все страны Европейского союза.На повестку дня заседания постоянного комитета было вынесено ряд вопросов: подготовка стратегического плана действий Бернской конвенции на период до 2030 года и вклад в Глобальную рамочную программу в области биоразнообразия на период после 2020 года, создание финансового механизма, мониторинг выполнения положений международного договора, мониторинг видов животных и мест обитания и другие.
Наибольшие дискуссии вызвал вопрос изменения модальности участия Республики Беларусь в работе постоянного комитета, который был внесен в повестку для заседания по инициативе Комитета министров Совета Европы – политического органа международной организации.
Еще 16 марта 2022 г. Секретариат Совета Европы принял информационный документ SG/Inf(2022)10 «Возможные шаги в отношении участия Беларуси в деятельности Совета Европы», в котором описываются различные механизмы по снижению участия нашего государства в договорном механизме Совета Европы.
Следующим шагом по лишению Республики Беларусь возможности быть полноправным участником международных соглашений Совета Европы стало принятие Комитетом министров Совета Европы двух решений: 17 марта текущего года (CM/Del/Dec(2022)1429/2.5), в котором Республика Беларусь была лишена права участвовать в качестве наблюдателя в работе уставных органов Совета Европы и органов, созданных для обеспечения сотрудничества в области фармацевтики, спорта, права и борьбы с коррупцией, а также 5 октября 2022 г. (CM/Del/Dec(2022)1445/10.4), в котором Комитет министров Совета Европы обратился к органам, созданным на основе конвенций, в которых Беларусь принимает участие, с предложением пересмотреть модальность участия белорусской стороны в их работе.
Беларусь выступила с заявлением об отсутствии юридических оснований для вынесения вопроса изменения модальности ее участия на обсуждение и принятия соответствующего решения.
В ходе пятидневного мероприятия белорусская делегация неоднократно подчеркивала, что рассмотрение данного вопроса идет в нарушение норм международного права, а также положений самой Бернской конвенции, которая не предоставляет полномочий органам Конвенции по ограничению участия какой-либо стороны данного международного договора в ее работе. Примечательно, что первоначальная позиция Европейского союза, Великобритании и Швейцарии, озвученная в ходе первых дней заседания, совпадала с мнением белорусской стороны относительно отсутствия правовых оснований для вынесения вопроса изменения модальности участия Беларуси на рассмотрение постоянного комитета.
Вместе с тем, следуя призывам делегации Украины, требующей ограничить права Беларуси, постоянный комитет полностью пересмотрел свою позицию и включил решение по фактическому изменению модальности участия Беларуси в итоговый документ 42-го заседания.
Решение в том числе содержит позицию, заключающуюся в «несогласии постоянного комитета с избранием» любых возможных белорусских кандидатов на выборные должности в органах Конвенции. Принимая во внимание категорическое несогласие Беларуси с предложенными формулировками решения, вопрос был вынесен на голосование.
В итоге, абсолютно политизированное решение, подрывающее принципы международного сотрудничества, заложенные в том числе в Бернской конвенции, было принято большинством голосов.
В знак протеста белорусская делегация покинула зал заседаний.
По материалам сайта Минприроды РБ