Будущее на колесах. Почему число электромобилей на дорогах Гродненской области продолжает увеличиваться
Свое развитие электротранспорт обещает получить благодаря Белорусской АЭС.Сегодня электротранспорт переживает настоящий бум, превращаясь из альтернативной возможности в реальность. «Зеленые» авто все чаще появляются на дорогах, а сеть зарядных станций продолжает расширяться. Рост цен на топливо, вопросы экологии и другие факторы способствуют тому, что «электрички» становятся все популярнее. Общемировым трендам по электромобилизации следует и Беларусь, в частности, представители гродненского региона. Почему? Ответ на этот вопрос искал корреспондент «ГП».
НЕ ТОЛЬКО TESLA
Еще четыре года назад в Гродно и области было не более 20 электрокаров, а за 2021 год их количество выросло более чем в два раза. Тенденция продолжила набирать обороты. Сегодня в регионе, по данным пресс-службы ГАИ УВД Гродненского облисполкома, зарегистрировано около 400 единиц такого транспорта. И это не только известная многим Tesla, в списке значится более 40 моделей. Большим спросом у водителей пользуется Nissan Leaf, также нередко можно увидеть BMW i3 и другие.
Возможно, в скором будущем гродненцы будут замечать на дорогах и электроавто белорусских производителей, которые стараются не отставать от глобальной тенденции. Больше всего шансов у электрогрузовика МАЗ и малотоннажного каркасного грузового электромобиля, которые уже выходят с конвейера. Есть вероятность и на появление в городе над Неманом отечественного спортивного электрокара по типу родстер с длинной капотной базой. Он не получил серийной разработки, но вдруг все-таки найдется ценитель и такой любопытной техники.
Свое развитие электротранспорт обещает получить благодаря Белорусской АЭС. Ученые Национальной академии наук уже создали задел для этого не только по конструктивным решениям, но и по компонентам. Сотрудничество с промышленными предприятиями позволило получить образцы электромобилей, готовых к серийному выпуску.
ЭКОНОМИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
Высокая стоимость электромобиля заставляет многих сомневаться в разумности приобретения такого вида транспорта. Покупка нового электрокара из салона обойдется дороже автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, но, надо сказать, что в ближайшие годы цены могут сравняться, о чем говорит тенденция к понижению стоимости как аккумуляторных батарей, так и электромобилей в целом.
Кроме того, в процессе эксплуатации такого авто можно заметно экономить. Один из главных неоспоримо положительных моментов для владельцев электрокаров – низкая стоимость электроэнергии. Зарядка на станции обойдется в 49 копеек за 1 кВт, так что в сравнении с ценами на топливо выгода получается существенной. Сопоставим один из самых доступных электрокаров Nissan Leaf и авто того же класса Volkswagen Golf VI. Сотня километров пробега в первом варианте обойдется приблизительно 7 рублей, а во втором – примерно 14 рублей. Выходит, что траты на электроэнергию будут в два раза меньше, чем на обычное топливо. К слову, при ввозе в Беларусь электрокара для личного пользования предусмотрены льготы в виде нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты таможенной пошлины.
ЗАРЯДНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Сложившаяся ситуация говорит о том, что электрические и гибридные авто на автомагистралях мы станем замечать еще чаще. Этому во многом содействует и развитие необходимой инфраструктуры, хотя, надо признать, процесс идет не так быстро, как хотелось бы приверженцам авто с «зелеными» номерами. В нашей стране сформирована сеть примерно из 700 зарядных станций (в нынешнем году добавится еще около 100), что является одним из лучших показателей на пространстве СНГ. В Гродно на 16 заправках расположено 44 станции Malanka мощностью от 22 кВт до 50 кВт, всего же в регионе имеется свыше 70 зарядных станций.
ПРЕИМУЩЕСТВО НА ДОРОГАХ
Важную роль в популяризации электротранспорта играют и стимулирующие меры, которые принимаются на законодательном уровне. Немало плюсов для владельцев электрокаров появилось и после внесения изменений в ПДД. Например, водитель «электрички» всегда сможет найти место у торгового центра, чтобы зарядить свое авто.
– Действует запрет на стоянку автомобилей с двигателем внутреннего сгорания на месте, предназначенном для зарядки электромобилей. При нарушении возможна эвакуация. Однако стоит учесть, что, если электромобиль припаркован на этом месте, но при этом не подключен к станции, это также является нарушением. Не всегда есть возможность контролировать процесс заряда, поэтому, если электрокар или гибрид подсоединен к станции, но зарядка не идет, сотрудники ГАИ свяжутся с владельцем, – рассказали в пресс-службе ГАИ УВД облисполкома.
Есть у электромобилей и еще одно преимущество с точки зрения ПДД – возможность проезда по полосе, предназначенной для движения маршрутных транспортных средств. Также электромобилисты освобождены от уплаты транспортного налога.
ЧТО ПО ТЕХОБСЛУЖИВАНИЮ?
Хотя в Беларуси и на Гродненщине не так много мастеров, способных технически обслуживать электромобиль, грамотных специалистов в ближайшем будущем станет больше. В ГрГУ имени Янки Купалы на факультете инновационных технологий машиностроения в 2021 году была открыта специальность «Электрический и автономный транспорт». Вуз сотрудничает с СТО, и на базе одного из них был организован филиал кафедры машиноведения и технической эксплуатации автомобилей, где студенты получают практические навыки работы с энергооборудованием, системой зарядки и питания.
– Одним из направлений «Флагмана» является обслуживание и ремонт электромобилей и гибридных автомобилей. Ребята-практиканты приходят и учатся у наших специалистов чинить и такой вид транспорта. Электрокары поступают к нам на обслуживание с разной периодичностью. В последнее время немного чаще, поток увеличился на процентов двадцать. Это можно связать с тем, что такого транспорта в городе стало больше, появилось больше и электрических заправок. О том, прихотливы ли электрокары в обслуживании, можно говорить часами, но в любом случае наши специалисты могут справиться практически со всеми видами работ, чему и обучают студентов, – рассказали в автоцентре «Флагман».
В ТЕМУ
Согласно госпрограмме по развитию электротранспорта до 2025 года, в нашей стране налаживается производство грузового, пассажирского, специализированного, легкового электротранспорта и его компонентов, а также создается инфраструктура на основе общенациональной сети зарядных станций. В последнее время большое внимание уделяется электробусам и троллейбусам на автономном ходу. Например, только на дорогах Гродно в минувшем году появилось семь «бесконтактников». С увеличением числа такого транспорта ожидается также дальнейший рост количества легковых «зеленых» автомобилей. По прогнозам, к 2025 году количество электрокаров в нашей стране может вырасти до 15 тысяч и более.