Информация о климатической повестке в области
Сегодня изменение климата прочно вошло во все сферы жизнедеятельности каждой страны и человека – энергетику, транспорт, сельское хозяйство, здравоохранение и даже в спорт и культуру. Растущий ущерб от опасных природных явлений сказывается на экономическом развитии государств и затрагивает все климатозависимые отрасли экономики: энергетику, сельское и лесное хозяйства, строительство, другие.
В этой связи переход к низкоуглеродному развитию, сокращение выбросов парниковых газов, адаптация экономики к изменению климата и снижению негативного воздействия на окружающую среду являются более чем актуальными.
Необходимо также учитывать, что климатическая повестка становится также инструментом для «зеленого» протекционизма рынков. Пример – введение механизма трансграничного углеродного регулирования Европейским союзом.
Республика Беларусь с 2016 года является Стороной Парижского соглашения к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и принимает меры по сокращению выбросов парниковых газов в целях смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним.
Каждые 5 лет Республика Беларусь в соответствии с Парижским соглашением должна представлять более амбициозный определяемый на национальном уровне вклад в сокращение выбросов парниковых газов.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь
от 29 сентября 2021 г. № 553 утвержден очередной определяемый на национальном уровне вклад в сокращение выбросов парниковых газов, в соответствии с которым к 2030 году планируется сократить выбросы парниковых газов на 35 % от уровня 1990 года при прогнозируемом экономическом росте с учетом сектора «Землепользование, изменение землепользования и лесное хозяйство» и без привлечения дополнительного финансирования.
Цель достигается путем принятия мер в рамках реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 – 2025 годы, государственных и отраслевых программ на этот период, среди которых повышение энергоэффективности в промышленном, строительном и жилищно-коммунальном секторах, развитие электротранспорта и городской мобильности, применение новых методов и совершенствование технологий в сельском хозяйстве, использование возобновляемых источников энергии (ветра, солнца, воды, биомассы), восстановление торфяников, увеличение площадей леса.
Справочно. Согласно данным государственного кадастра выбросов и поглощения парниковых газов (далее – государственный кадастр), в 2022 году Республика Беларусь сократила выбросы на 39,3 %, а с учетом сектора «Землепользование, изменение землепользования и лесное хозяйство» – на 57%.
В целях обеспечения выполнения международных обязательств Республики Беларусь по сокращению выбросов парниковых газов, формирования национальной системы мониторинга и отчетности парниковых газов совершенствуется законодательная база в этой сфере.
В Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» внесены дополнения в целях регулирования воздействия на климат.
С 26 апреля 2024 г. вступили в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2024 г. № 130, которым регулируется ведение обязательной производственной отчетности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выбросам парниковых газов из источников и их абсорбции поглотителями в ходе хозяйственной и иной деятельности, что позволит целенаправленно планировать сокращение выбросов в различных секторах экономики.
Минприроды также принято постановление от 28 марта 2024 г. № 8-Т, которым утверждены экологические нормы и правила ЭкоНиП
17.09.08-001-2024 «Охрана окружающей среды и природопользование. Климат. Требования (правила) количественного определения выбросов парниковых газов». ЭкоНиП помогут определить количество выбросов парниковых газов в рамках подготовки и ведения производственного учета выбросов парниковых газов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, что в последующем обеспечит возможность планирования мероприятий по снижению углеродоемкости выпускаемой продукции.
Внедрение производственной отчетности по выбросам парниковых газов станет первым этапом государственного регулирования выбросов парниковых газов. Субъекты хозяйствования Гродненской области, попадающие под соответствующие критерии, проинформированы о обязательном требование по ведению производственного учета выбросов парниковых газов, который подразумевает подготовку и утверждение паспорта производственного учета, расчет выбросов парниковых газов от различных источников, а также планирование мероприятий по их сокращению (требования Положения о порядке ведения государственного и производственного учета выбросов парниковых газов из источников и их адсорбции поглотителями, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.03.2021 №137 (в редакции от 21.02.2024 №130)