Новости

Как страдают животные из-за польско-литовских барьеров

Сенатора, руководителя крупнейшего на Гродненщине сельхозкооператива «Озеры Гродненского района» Александра Шишко знаю не первый год. Не раз приходилось бывать в хозяйстве в разгар сельхозработ, радоваться успехам аграриев предприятия. О них говорят высокие правительственные награды, вывешенные в приемной СПК. Благодаря огромным охотничьим угодьям сельхозкооператива, близости с Польшей и Литвой, сюда в 1998 году привезли из Беловежской пущи 18 европейских зубров для сохранения и развития новой популяции, которая сегодня выросла почти до 500 исполинов. 
 

Александр Шишко – человек государственный, член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Но вот не предполагал, что он – заядлый охотник с 33-летним стажем. Кому, как не ему, знать, какой ни с чем несравнимый урон наносят природе, экологическому равновесию и миграционным процессам дикого зверя воздвигнутые на белорусско-польской и белорусско-литовской границах бетонные ограждения и заборы из колючей непроходимой сетки. Об этом наша беседа. Черное дело горячих голов Александр Шишко считает, что проведенный 15 октября в Польше референдум изначально был с подвохом. Один из вопросов: «Поддерживаете ли вы ликвидацию барьера на границе Польской Республики с Республикой Беларусь» прямо указывал на негативное отношение к нашей стране: наше государство с первых дней высказало свою озабоченность по этому поводу. Были ли хоть мизерные надежды, что рядовые поляки скажут свое «нет» забору и победит здравый смысл? Вряд ли. Это подтвердилось и псевдореферендумом.

– В природе веками создавались пути миграции диких животных, а сегодня человек создает этим путям искусственные барьеры, – рассуждает Александр Николаевич. – Проследим значение этих миграционных путей на примере беловежского зубра. Озерская популяция составляет около 500 голов, и это на фоне бедного генофонда зубра. Поэтому миграция этого исполина преследует в первую очередь обмен генофондом. Мы сегодня уходим от такой проблемы как инбридинг, что означает «скрещивание близкородственных форм в пределах одной популяции организмов». Поэтому возведение искусственных барьеров усугубляет данную проблему, и мы посылали ноты протеста польской стороне перед началом широкомасштабных работ на границе, но до сегодняшнего дня однозначного ответа нет. Что касается проведенного референдума, то мы в очередной раз столкнулись с так называемой западной демократией, где подтасовка фактов становится обычным делом. Она преследовала цель исказить общественное мнение о данном факте уже построенного сложного инженерного сооружения в заповедных местах.

Задолго до этого было немало встреч в охотничьих угодьях сельхозкооператива с польскими учеными, экологами, охотоведами приграничья. Велся заинтересованный разговор о взаимопомощи и тесном сотрудничестве по проблемам миграции животных, обмена генофонда зубра – и это были взаимные дружеские намерения. В них постоянно принимал участие зоолог, доктор биологических наук, известный ученый-зубровед НАН Беларуси Петр Козло, который внес значительный вклад в изучение проблемы беловежского зубра, а также ученые Гродненского государственного аграрного университета.

Были большие надежды не допустить инбридинга данной популяции, но они развеялись как туман, когда в эту проблематику вмешались польские политики. Эти горячие головы сделали свое черное дело, а последствия нанесения вреда природе однозначно будут. И все это понимают, но с той стороны с этим не желают считаться и обсуждать. То же самое произошло с литовской стороны, и на том направлении уже есть отрицательный момент в миграции дикого зверя: нарушен обмен генофондом лося, его стало на белорусской стороне намного меньше. Это касается и косули. Словом, потери обоюдные. А ведь были случаи, что ограниченные автомагистралями озерские зубры уходили в Литву, однако ненадолго, поскольку у себя дома намного больше кормовых угодий. К тому же, они разнообразней.

Александр Шишко привел еще один яркий пример. На территории хозяйства разбит яблоневый сад площадью 120 гектаров. До возведения забора в этот сад делали набеги лоси из Литвы, чтобы полакомиться сочными фруктами. Но и сегодня наблюдаются случаи, когда лось прорывает эту проволоку и заходит на территорию сада. Всё здесь просто: на генетическом уровне у лосей заложены пути их миграции именно там, где растет сад. 

Зайцы без деда Мазая 

Строительство заграждения по болотам, рекам и даже озерам на сопредельной границе с Литвой Александр Шишко оценивает крайне негативно. Закрываются последние лазейки на пути миграции дикого зверя. Какого именно? Любого, все копытные хорошо преодолевают болотистую и водную местности, особенно лоси, олени, кабаны и волки. «А зайцы?» – спрашиваю. Александр Шишко уверен, что поплывет и заяц, просто в периоды полноводья им некуда деваться, и даже пушные звери преодолевают без помощи известного Деда Мазая водные препятствия. Кстати, численность зайца в охотугодьях СПК «Озеры Гродненского района» в последние годы уменьшается, и это не связано с охотой на него. Время покажет, в чем здесь причина, но заяц не Валерий Брумель, он такие высоты не берет. Из общей протяженности белорусско-литовской границы 679 километров уже огорожено 550. Выходит, по водно-болотистой местности осталось пройти порядка 130 километров. Более того, по такой же местности литовцы будут возводить ограждения в Калининградской области России. Литовские экологи утверждают, что такие ограждения принесут минимальный экологический ущерб. Как бы ни так! Существует множество зверей, для которых именно болотистые местности, малые речушки и озера являются идеальным средством обитания и размножения. Там достаточно еды, безопасно. А что тут за расстояние до Калининградской области, почти вдвое меньше, чем до Минска. И в ту сторону шли миграционные пути из Беларуси через Литву. Сейчас и они будут перерезаны именно на гродненском направлении. 

Зубры теснят косуль 

Александр Шишко на встрече с журналистом «Перспективы» ошарашил новостью, к чему, оказывается, приводят первые месяцы существования искусственных барьеров на границах с двумя странами Евросоюза. Оказывается, только в Гродненском районе, конкретнее в охотугодьях сельхозпредприятия, зубры начали вытеснять косуль из нажитых веками мест обитания. Если раньше он наблюдал на некоторых делянках по пять-шесть косуль, то сейчас они пропали, их территории занимают зубры. Возможно, в этом приложил свою лапу и волк. Александр Николаевич по поводу волка сказал следующее. В последнее время увеличились случаи встречи с волком, который неизвестно откуда тут появился и принес немало бед охотничьему хозяйству. Волчье логово обнаружено около Стриевки. Расставленные 10 фотоловушек зафиксировали целые выводки опасного и хитрого зверя. Его выманивают почти неподражаемым подвыванием егеря. Уже ликвидировано 7 волков. Кормом для волка служит молодняк лесного зверя: козлята, лосята, оленята, поросята. Они могут напасть и на молодого зубренка, который болен или отстал от стада. Что интересно: раньше в этих местах появлялись так называемые проходные волки, но с появлением искусственных заборов они осели здесь на постоянное место жительства.  

Охотничье братство 

Охота для нынешнего человека с ружьем не является источником пропитания, мясо в магазине намного дешевле. Прежде всего, считает Александр Шишко, это повод для общения, когда можно узнать многое, почерпнуть для себя бесценный материал, – своего рода братство. У этого братства свои правила: трубит горн, поется охотничья песня на удачу. Еще лет 8 назад в озерские охотугодья приезжали охотники из Литвы на добычу зубра. Вот тогда были обмены знаниями о путях миграции диких животных. Да и не только из Литвы, но и других стран, включая наследного принца Арабских Эмиратов, много россиян. Непременным условием была организация экскурсий в Гродно. Пусть знает и другой мир, как мы живем и чем занимаемся, какова культура Принеманского края. В конце нашего интересного разговора спросил у члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь: как он считает, надолго ли построены эти искусственные пограничные барьеры между нашими народами? Ответ был ожидаем – политика нашей страны и Главы государства сегодня настроена на открытый диалог с соседями, не за горами времена, когда увидим, как рухнет этот забор и технически, и морально.

По материалам газеты «Перспектива»