Новости

На контроле работа очистных сооружений области

Гродненским областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды постоянно проводится контроль за эффективной работой очистных сооружений и сбросом недостаточно-очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты области.

Строительство очистных – дело не столько добровольное, сколько обязательное. Сегодня, если предприятие сбрасывает сточные воды в окружающую среду, за ним осуществляется жесткий контроль со стороны природоохранных органов.

В Гродненской области сточные воды в поверхностные водные объекты отводится у 114 субъектов хозяйствования, на балансе которых насчитывается 192 выпуска хозяйственно-бытовых, производственных (72 выпуска х/б и промстоков) и поверхностных сточных вод (120 выпусков) в водные объекты, из которых 99 оснащены очистными сооружениями (далее-ОС) (из них: 57 — по очистке хоз-бытовых и промстоков, 42 — по очистке поверхностных сточных вод (ливневых стоков).

В настоящее время в целом по Гродненской области существует проблема очистки производственных сточных вод промышленных предприятий, сбрасывающих свои стоки в канализационные сети коммунальных предприятий, что зачастую приводит к неудовлетворительной работе очистных сооружений и сбросу загрязненных сточных вод в водные объекты.

Недостаточная степень нормативной очистки сточных вод на предприятиях службы ЖКХ обусловлена физическим износом сооружений и оборудования, а также агрессивными стоками промышленных предприятий, сбрасываемых в сети коммунальной канализации, что приводит к нарушению технологического процесса работы очистных сооружений. 

Справочно: залповый сброс концентрированных стоков промышленных предприятий способен «подавить» деятельность активного ила, являющегося одним из основных компонентов биологической очистки сточных вод.

В большей степени сброс недостаточно очищенных сточных вод вызван неэффективной работой коммунальных очистных сооружений.

По данным результатам аналитического лабораторного контроля в Гродненской области в текущем периоде 2024 года был выявлен ряд фактов превышений показателей загрязняющих веществ в составе сточных вод, отводимых в водные объекты. Установлено 23 факта превышений показателей загрязняющих веществ в составе сточных вод, отводимых в водные объекты, в результате поступило около 0.027 млн. м3 недостаточно-очищенных сточных вод.

С превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах работали очистные сооружения:

г. Щучин Щучинского РУП ЖКХ с выпуском через канал мс р. Спушанка;

г. Ошмяны Ошмянского РУП ЖКХ с выпуском в реку Ошмянка;

г.п. Вороново Вороновского РУП ЖКХ с выпуском через канал мс р. Жижма;

д. Жуховичи Кореличского РУП ЖКХ через канал мс.р. Уша;

г. Островец Островецкого РУП ЖКХ в р. Лоша;

г. Скиделя ГРУП «Скидельское ЖКХ» с выпуском в р. Спушанка;

г. Рось КУП «Волковысское коммунальное хозяйство» с выпуском в р. Россь;

г. Лида Лидского ГУП ЖКХ с выпуском через канал в р. Дитва,

а также фиксировались превышения нормативов качества вод и условий, установленных в разрешениях у КУП «Ремстройавтодор» ЛВ с выпуском с ОС в реку Неман, у ОАО «Мостодрев» выпуск с ОС в р. Неман, ООО «Праймилк» с выпуском с ОС в р. Турья и у РУП «Белоруснефть- Гроднооблнефтепродукт» АЗС №81 г. Ошмяны в р. Ошмянка

Вышеуказанные факты свидетельствуют о крайне неэффективной работе данных очистных сооружениях.

Стабильность и эффективность работы очистных сооружений определяется в первую очередь, степенью очистки сточных вод, качественными параметрами стоков, поступающих на очистку. При отклонении состава и расхода поступающих на очистку сточных вод от проектных параметров снижается эффективность работы очистных сооружений.

По всем фактам нарушений природоохранного законодательства Гродненским областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды дана правовая оценка, приняты исчерпывающие меры административного воздействия, предъявлены претензии о возмещении вреда, причиненного окружающей среде за загрязнение водных объектов по результатам проведенных испытаний.

Так, следует отметить, что в Ошмянском районе ввиду отсутствия локальных очистных сооружений на предприятиях пищевой промышленности: Государственное предприятие «Ошмянский дрожжевой завод», ОАО «Ошмянский сыродельный завод» филиал «Лидский молочно-консервный комбинат», ОАО «Ошмянский мясокомбинат», сбрасывающих свои стоки в городскую канализацию Ошмянского РУП ЖКХ, очистные сооружения г.Ошмяны работают не эффективно, что приводит к загрязнению реки Ошмянка.

В Лидском районе основным источником загрязнения поверхностных вод является выпуск сточных вод с очистных сооружений Лидского ГУП ЖКХ в канал в районе д.Островля, который впадает в р.Дитва.  Недостаточная степень нормативной очистки сточных вод на очистных сооружениях Лидского ГУП ЖКХ обусловлена физическим износом сооружений и оборудования (1971 года), которая составляет 100%, а также агрессивными залповыми стоками промышленных предприятий (абонентами), сбрасываемых в сети коммунальной канализации, что приводит к нарушению технологического процесса работы очистных сооружений, в результате чего снижается эффективность очистки. Общая производительность очистных сооружений на данный момент составляет 28 тыс. м3/сут. при притоке около 30 тыс м³/сут.

В текущем году в адрес территориальных районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды неоднократно поступали звонки от граждан Ошмянского района и Лидского района Гродненской области о неэффективной работе городских очистных сооружений г.Ошмяны и г.Лида, что оказывает влияние на экологический статус районов. Поступают коллективные обращения об усугублении проблемы и обеспокоенности жителей района о экологической ситуации с рекой Дитва.

Сложившаяся ситуация в Лидском районе и Ошмянском районе требует ускоренного принятия мер по активизации работы строительства (реконструкции) существующих очистных сооружений г. Лида и г. Ошмяны.

Лидскому районному и Ошмянскому районному исполнительным комитетам предложено организовать работу с предприятиями-абонентами по понуждению их к проектированию и строительству локальных очистных сооружений до ввода в эксплуатацию модернизированных коммунальных очистных сооружений г. Лида и г. Ошмяны, а Лидскому ГУП ЖКХ и Ошмянскому РУП ЖКХ соблюдаются требования к эксплуатации систем водоотведения, установленные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 2016 года №788 «Об утверждении Правил пользования централизованными системами водоснабжения, водоотведения (канализации) в населенных пунктах, требования экологических норм и правил ЭкоНиП 17.06.06-005-2022 “Охрана окружающей среды п природопользование. Гидросфера. Требования по обеспечению экологической безопасности при эксплуатации очистных сооружений сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду”, утвержденных постановлением Минприроды от 13 декабря 2022г. №28-Т, что является обязательным условием для предотвращения загрязнения водных объектов.

Систематически в управление жилищно-коммунального хозяйства Гродненского областного исполнительного комитета и районные исполнительные комитеты направляются сведения о неэффективной работе очистных сооружений биологической очистки, находящихся в ведение жилищно-коммунального хозяйства, на которых устанавливаются случаи превышений нормативов допустимых сбросов сточных вод в поверхностные водные объекты для принятия мер реагирования, по приведению объектов водоотведения в надлежащее техническое состояние и о необходимости проработке вопроса о обязательном включении проблемных очистных сооружений в состав областных инвестиционных программ с выделением финансирования бюджетных средств, с обеспечением изыскания альтернативных источников финансирования, разработкой мероприятий по улучшению работы очистных сооружений до фактического проведения реконструкций; с активизацией работы с промпредприятиями-абонентами по строительству локальных очистных сооружений промстоков, с целью сокращения объемов сброса недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты.