О хозяйственной деятельности в прибрежных полосах водных объектов
В рамках часто задаваемых вопросов граждан и юридических лиц (разной формы собственности) Гродненский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды считает необходимым разъяснить действующие требования законодательства в отношении режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в прибрежных полосах водных объектах.
В случае, если заявленный земельный участок расположен полностью или частично в прибрежной полосе водного объекта, что так же отображено в Геопортале ЗИС УП РУП «Проектный институт Белгипрозем», то режим хозяйственной и иной деятельности на данном участке должен осуществляется в соответствии с требованиями статьи 54 Водного кодекса Республики Беларусь от 30 апреля 2014 г. № 149-З (далее- ВК), а также действуют запреты и ограничения, указанные в статье 53 настоящего Кодекса.
Справочно:
В соответствии с пунктом 29 статьи 1 ВК прибрежной полосой является часть водоохраной зоны, непосредственно примыкающая к поверхностному водному объекту, на которой устанавливаются более строгие требования к осуществлению хозяйственной и иной деятельности, чем на остальной территории водоохраной зоны.
Нужно отметить, что для всех категорий водных объектов в области установлены размеры границ водоохранных зон и прибрежных полос и определен режим хозяйственной деятельности в соответствии с требованием ВК. Приняты решения районных и областного исполнительных комитетов об утверждении проектов водоохранных зон и прибрежных полос. Все проекты прошли экспертизу в Национальном центре правовой информации.
Заказчиками по разработке проектов выступают местные исполнительные и распорядительные органы (п.15 ст. 52 ВК), ими устанавливаются границы в составе данных проектов (п.10. ст.52 ВК) исходя из утвержденной градостроительной документации с учетом существующей застройки, системы инженерного обеспечения и благоустройства и обозначаются (наносятся) в схемах землеустройства, градостроительных проектах, земельно-кадастровой документации соответствующей административно территориальной единицы (п.19 ст. 52 ВК).
Одновременно отмечаем, что информация о границах водоохранных зон и прибрежных полос, режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах доводится до сведения заинтересованных юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, в том числе и путем размещения на своих официальных сайтах и опубликовании сведений в средствах массовой информации (п. 21 ст. 52 ВК).
Обращаем внимание, что с 15 мая 2022 г. вступили в силу экологические нормы и правила ЭкоНиП 17.06.08-003-2022 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Требования по содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии и их благоустройству», утвержденные постановлением Минприроды от 11.03.2022 № 2-Т (далее – ЭкоНиП), разработка и утверждение которых обусловлена необходимостью реализации пункта 7 статьи 271 Водного кодекса.
В ЭкоНиП установлены требования по содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии и их благоустройству, включая перечень работ, порядок разработки комплекса мероприятий, направленных на содержание поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии, срок его реализации.
В свою очередь, постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 09 марта 2022г. №20 установлен перечень специализированных организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, которые могут привлекаться для разработки комплекса мероприятий, направленных на содержание поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии.
В случае несоблюдения требований законодательства предусмотрена административная ответственность по ст. 16.34 ч.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях Беларусь от 06 января 2021 г. № 91-З, штраф на физическое лицо в размере до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя до двадцати пяти базовых величин, а на юридическое лицо до пятидесяти базовых величин.
С учетом вышеизложенного, рекомендуем обращаться в Управление землеустройства местных исполнительных комитетов за предоставлением данных по фактической границе прибрежной полосы и водоохраной зоны водных объектов по месту нахождения запрашиваемого земельного участка (либо объекта строительства). Также, и при строительстве частного дома на участке с ограничением (обременением) прав в использовании земель в водоохранных зонах или прибрежных полос водных объектов, а также при разработке проекта по реконструкции капитального строения и хозяйственных построек на данном земельном участке нужно строго соблюдать требования действующего законодательства с учетом статей 53, 54 ВК, чтобы не возникло проблемных вопросов при согласовании проектной документации с отделами архитектуры и строительства районных исполнительных комитетов, а в дальнейшем при вводе объекта в эксплуатацию после завершенного строительства (реконструкции) и фактической его эксплуатации.
Начальник отдела С.В.Зезюля