О некоторых вопросах проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
В связи с поступающими вопросами о проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды разъясняет следующее.
Кем проводится инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух?
В соответствии со статьей 38 Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, или уполномоченными ими юридическими лицами.
В каких случаях требуется определение расчетных приземных концентраций загрязняющих веществ?
Определение расчетных приземных концентраций загрязняющих веществ необходимо проводить для всех объектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, независимо от категории объекта воздействия на атмосферный воздух, и от всех загрязняющих веществ, образующихся в процессе деятельности субъекта хозяйствования.
Для объектов с незначительным воздействием на атмосферный воздух (например, отдельно стоящая котельная мощностью менее 100 кВт, газораспределительный пункт, шкафный газорегуляторный пункт, автозаправочные станции и иные подобные объекты), расположенных в населенных пунктах, в которых не проводится мониторинг атмосферного воздуха, допускается проведение единого типового расчета приземных концентраций загрязняющих веществ, учитывая объект с наихудшими условиями рассеивания (например, наименьшая высота источников выбросов, наличие застройки и иные). При этом информация о значениях фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и метеорологических элементах и коэффициентах, определяющих условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, может быть представлена в виде единой справки по району (одному населенному пункту района), в котором расположены такие объекты воздействия на атмосферный воздух, за исключением населенных пунктов, в которых проводится мониторинг атмосферного воздуха.
При установлении нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по показателям твердые частицы (недифференцированная по составу пыль/аэрозоль) и общий органический углерод для каких загрязняющих веществ при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух определяются расчетные приземные концентрации?
При проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчетные приземные концентрации определяются для индивидуальных пылей и загрязняющих веществ, находящихся в твердом агрегатном состоянии, индивидуальных летучих органических соединений, образующихся в процессе деятельности субъекта хозяйствования.
Кем согласовываются акты инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух?
В соответствии с пунктами 2, 3 Положения о порядке согласования актов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 664, согласование актов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется областными, Минским городским комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов.
Требуется ли установление нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по концентрации, выраженной в мг/м3, для источников выбросов, представленных дефлекторами, аэрационными фонарями, общеобменной вентиляцией, жалюзи, крышными и (или) стеновыми вентиляторами и другими подобными устройствами?
Не требуется в связи с тем, что источником выделения для таких источников выбросов является воздух рабочей зоны, а не непосредственно технологический процесс.
Как определять размер и границы зоны воздействия?
При определении зоны воздействия следует учитывать фоновые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и все загрязняющие вещества, образующиеся при осуществлении деятельности на объекте воздействия на атмосферный воздух.
К зоне воздействия следует относить все территории, расположенные внутри внешней границы, которая определяется как замкнутая линия на местности, вне которой для любой точки местности для любого из выбрасываемых загрязняющих веществ приземная концентрация составляет менее предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества (экологически безопасной концентрации загрязняющего вещества) (ПДК).
Для определения размера зоны воздействия следует:
1. установить загрязняющее вещество, для которого изолиния приземной концентрации 1 ПДК будет охватывать максимальную территорию;
2. определить источник выбросов загрязняющего вещества, установленного в соответствии с пунктом 1, дающий наибольший вклад в приземную концентрацию;
3. расстояние от источника выбросов, определенного в соответствии с пунктом 2, до максимально удаленной точки на границе изолинии 1 ПДК будет являться размером зоны воздействия.
Каким методом проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при смене вида и состава используемых лакокрасочных материалов?
В рассматриваемой ситуации инвентаризацию выбросов следует проводить расчетным методом как для источников выбросов, неработающих с использованием новых лакокрасочных материалов (ЛКМ).
Информацию о невозможности проведения инструментальных замеров в связи с неиспользованием ранее данных ЛКМ и, как следствие, выборе расчетного метода проведения инвентаризации выбросов следует указать в разделе 9 «Методы проведения инвентаризации выбросов, ихобоснование» акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При этом использование ЛКМ, отличающихся от указанных в проектной документации, повлекшее изменение качественного и количественного (в разрезе отдельных летучих органических соединений (ЛОС)) состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, допускается только при условии, что выбросы ЛОС в пересчете на общий органический углерод не превысят значения, указанные в проектной документации.
Сколько актов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух должно быть у юридического лица в случае эксплуатации нескольких объектов воздействия на атмосферный воздух, расположенных в разных населенных пунктах, зоны воздействия которых не пересекаются?
В силу требований статьи 38 Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, или уполномоченные ими юридические лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, обязаны проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, результаты которой оформляются актом инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с пунктом 26 Положения о порядке проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного постановлением Минприроды от 27 декабря 2023 г. № 33 (далее – Положение № 33), результаты инвентаризации выбросов по усмотрению субъекта хозяйствования оформляются актом инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в виде одной книги с выделением разделов по каждому обособленному подразделению (филиалу), производственной площадке или нескольких отдельных книг для каждого обособленного подразделения (филиала), производственной площадки.
Книга акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух состоит из разделов, указанных в пункте 28 Положения № 33, содержащих информацию о конкретном обособленном подразделении (филиале), производственной площадке субъекта хозяйствования.
Таким образом, при эксплуатации нескольких объектов воздействия на атмосферный воздух, расположенных в разных населенных пунктах, зоны воздействия которых не пересекаются, у юридического лица должен быть один акт инвентаризации, который может состоять из одной или нескольких книг.
Кто обязан проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрабатывать проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (при необходимости), согласовывать акт инвентаризации выбросов или получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в случае аренды источников выбросов?
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 2-З) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, или уполномоченные ими юридические лица обязаны проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона № 2-З юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексное природоохранное разрешение (далее – разрешение) при эксплуатации стационарных источников выбросов и (или) совокупности стационарных источников выбросов, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим части второй названного пункта).
Таким образом, проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрабатывать проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, получать разрешение или согласовывать акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух обязан субъект хозяйствования, которым осуществляется деятельность, связанная с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (которым эксплуатируются стационарные источники выбросов), т.е. арендатор.
Каким образом на практике применяется допущение о возможности превышения норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при запуске (розжиге) котла и т.д., предусмотренное пунктом 8 экологических норм и правил ЭкоНиП 17.08.06-001-2022 «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосферный воздух (в том числе озоновый слой). Требования экологической безопасности в области охраны атмосферного воздуха» (далее – ЭкоНиП)?
Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются и устанавливаются с учетом норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (при их наличии). При этом в соответствии с законодательством об охране атмосферного воздуха норматив допустимого выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух может быть равен норме выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух либо быть выше или ниже такой нормы, что определяется субъектом хозяйствования при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработке проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или раздела «Охрана окружающей среды» проектной документации (далее – проектная документация).
Исключение, предусмотренное абзацем первым пункта 8 ЭкоНиП, применяется при проведении инвентаризации выбросов путем учета нестационарности выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (выделение режимов работы источника выбросов) и дальнейшей разработке проекта нормативов допустимых выбросов или проектной документации.
Нестационарность выбросов следует учитывать для источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов, фактические выбросы от которых, определенные в разные промежутки времени, отличаются более чем в 2 раза. При этом нестационарность выброса может проявляться в том числе в течение нескольких часов.
Если режим работы источника выбросов длится в течение времени, позволяющего провести измерения выбросов, то при разработке нормативов допустимых выбросов такой режим следует выделять отдельно.
Пример учета данного исключения при проведении инвентаризации выбросов и разработке проекта нормативов допустимых выбросов приведен в приложениях путем заполнения отдельных столбцов таблицы раздела 10 акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и таблицы 8.1 раздела 8 проекта нормативов допустимых выбросов, формы которых утверждены постановлением № 33.
Отсутствие выделенных субъектом хозяйствования при проведении инвентаризации выбросов и разработке проекта нормативов допустимых выбросов или проектной документации режимов работы источника выбросов является подтверждением намерений природопользователя эксплуатировать источники выбросов в рамках установленных в разрешении нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух независимо от стадии процесса (варианта работы оборудования). Данные из официального сайта Минприроды в глобальной компьютерной сети Интернет minpriroda.gov.by.