Новости

Вырубка деревьев, подтопление лесов, исчезновение краснокнижных животных. Без прикрас рассказываем о ситуации «На ГРАНИце»

Ученые бьют тревогу: новый заградительный забор на белорусско-польской границе, возведенный соседствующим государством с Запада, ставит под угрозу трансформации экосистем Беловежской пущи. «Железный занавес», протяженностью около 56 километров, «разрезал» уникальный трансграничный природный комплекс, который входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. При возведении забора польская сторона вырубила более 2,6 гектара реликтового леса, создала риск подтопления зеленых насаждений пущи из-за природного и строительного мусора в поймах рек. При этом поляки практически заблокировали миграцию крупных млекопитающих, оставив итак малое количество калиток-проходов «на замке».  

Поляки «забыли» о гарантиях

Комитетом всемирного наследия ЮНЕСКО приняты обязательства Беларуси и Польши сохранять целостность пущи, не вмешиваться в дикую природу, поддержать уникальное сочетание и сохранение биологического разнообразия видов. Правда, для польской стороны гарантии остались лишь на бумаге. Польская политическая элита с экранов телевизоров рапортовала обывателям: забор построен для сдерживания нелегальной миграции. Однако мировая практика говорит об обратном. Пограничные сооружения не сдерживают поток беженцев, а только приводят к пагубным экологическим последствиям.

Оговорим, что контрольно-следовые полосы, созданные еще в советское время, оказывали определенное негативное антропогенное воздействие на окружающую среду пущи, но аборигенные экосистемы к ним уже адаптировались.

photo_2025-05-13_17-38-58.jpg

При строительстве нового заградительного забора на глубине 1 метра пробурили шурфы, в которых установили сваи и приварили профиль в качестве основания для ограждений фундамента. На всей протяженности установлено более 11 тысяч свай, между которыми залили глубокий и широкий ленточный фундамент.

Эти работы привели к мощному уничтожению живого напочвенного покрова. Так, под нужды строительства изъяты порядка 7 тыс. м3 грунта на площади около 14 тыс. м2. В заповедной части вырублено свыше 2,6 гектара лесных насаждений с объемом стволовой древесины более 700 м3. Общее количество поврежденных крупных деревьев составило не менее 1100 единиц.

Кроме того, милитаризация Польшей приграничного региона, увеличение движения военнослужащих и транспортных средств способствует еще большей фрагментации реликтового леса, загрязнению бытовыми и строительными отходами (в полосе 6,5–10 м от забора), химическими ингредиентами моющих средств, избыточным уровнем шума и света. Уже в ближайшее время прогнозируют проникновение инвазивных чужеродных растений в местные экосистемы – к примеру, золотарника канадского.

Миграционные пути животных заблокированы

Мощная конструкция фундамента заграждения, который на метр уходит под землю и возвышается над почвенным покровом на полметра, выбрана неслучайно. Несмотря на заявления польской стороны об отсутствии забора на болотах и реках, барьер возведен на важных миграционных водно-болотных артериях Беловежской пущи – реках Наревка и Правая Лесная. Загрязнение подобных водорегулирующих сооружений природным и строительным мусором увеличивает риски подтопления прилегающих территорий. В результате приграничная полоса дамбируется, уровень грунтовых вод поднимается, что может уничтожить зеленые насаждения.

В целом изменение гидрологического режима ведет к утрате ряда территорий, имеющих исключительное значение для сохранения биологического разнообразия в первую очередь видов, находящихся под угрозой глобального исчезновения.

Poland_Bialowieza_-_BPN.jpg

По словам научного сотрудника ГПУ «Национальный парк «Беловежская пуща» Андрея Бубенько очевидными являются просчеты польской стороны в организации системы регулирования миграции диких животных. Конструктивно в заборе предусмотрены 24 калитки для прохода животных на протяжении 186 км всей белорусско-польской границы. Однако для подобного леса минимальной плотностью является установка подобных ворот через каждые 1-2 километра. Получается, что калиток должно быть не менее 30–60 только в пределах Беловежской пущи. К тому же отсутствует регламент работы проходов. Заградительное сооружение имеет также около 100 служебных ворот. До настоящего времени все данные конструкции, как правило, находятся в закрытом положении.

– В каждой 5-метровой панели забора предусмотрено по два 10-сантиметровых отверстия для миграции грызунов, земноводных, рептилий. Столь небольшой диаметр означает быстрое засорение их листвой, ветками или землей. Движение млекопитающих размером с лису, барсука или зайца через данные проходы невозможно. Мы наблюдаем блокирование путей миграции животных, что впоследствии скажется на обеднении генофонда популяций, к примеру, зубра, лося, оленя, волка, рыси, – прокомментировал Андрей Бубенько. 

Угроза для экологии Европы

Год назад на базе ГПУ «Национальный парк «Беловежская пуща» состоялась мониторинговая миссия с участием международных экспертов ЮНЕСКО/МСОП. Исследовательская часть данного мероприятия прошла на государственной границе Польша-Беларусь, где установлен забор, разделяющий Беловежскую пущу на две части. Эксперты в сопровождении научных сотрудников, в том числе из Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, Ольги Янчуревич и Олега Созинова, смогли оценить актуальное состояние экосистем белорусской части Беловежской пущи в районе установки забора и воздействие его на окружающую среду.

Затем состоялся круглый стол с участием международных экспертов ЮНЕСКО/МСОП. Ключевая тема обсуждения – негативные последствия возведения в Беловежской пуще польского заградительного сооружения. Круг участников – представители общественности, научных кругов, органов местного управления, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Гродненский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды. В дискуссии выступила декан факультета биологии и экологии Купаловского университета Ольга Янчуревич и отметила, что миграционные коридоры не функционируют и миграция животных в месте установки забора не осуществляется. Заведущий кафедрой системной биологии Купаловского университета Олег Созинов акцентировал внимание, что проблема носит глобальный характер и наносит урон всей Пан-Европейской экологической сети и необходимо налаживание диалога между Беларусью и Польшей. «Экология – вне политики!» – отметил тогда эксперт из МСОП (международный союз охраны природы) Гленн Е. Пламб.

Подводя итоги заседания, первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Корбут подчерк­нул:

«В данный момент мы стоим перед опасностью уничтожения целостности экосистем Беловежской пущи, что, принимая во внимание взаимосвязь всех компонентов окружающей среды и трансграничный характер территории, может представлять угрозу для экосистем всего европейского региона».

Он выразил надежду, что мнения, высказанные в рамках тогдашнего мероприятия, будут услышаны, здравый смысл восторжествует и уникальный природный объект – Беловежская пуща – общими усилиями будет сохранен.

…Сегодня подсчитать точный урон, нанесенный Беловежской пуще, невозможно. Это покажет время. История не терпит изменений, но свои взгляды и оценки на события меняют не только люди, но и государства и нации. Сотрудники ГПУ «Национальный парк «Беловежская пуща» подчеркивают, что в случае изменения позиции Польши по целесообразности существования заграждения произвести полный демонтаж забора без негативных последствий для природы будет практически невозможно. Однако в дальнейшей перспективе данное мероприятие позволит в определенной мере минимизировать долгосрочное отрицательное воздействие конструкции на окружающую среду.

В тему

Беловежская пуща является уникальным лесным природным комплексом, обладающим важной средообразующей функцией не только европейского, но и мирового значения. Исключительное биоразнообразие как растительного, так и животного мира, в том числе наличие значительного количества видов, занесенных в Международную Красную книгу.

Трансграничный объект всемирного наследия ЮНЕСКО представляет собой первобытные широколиственные леса с примесью смешанных и чистых хвойных насаждений. Это оставшийся участок лесов, которые господствовали в Европе в прошлом. Естественные природные процессы здесь протекают непрерывно на протяжении, как минимум, нескольких тысячелетий.

Газета «Гродненская правда»