Новости

Об учёте выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

В связи с поступающими вопросами по учету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды разъясняет следующее.

1. Кто ведет учёт выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух?

Учёт выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ведется всеми субъектами хозяйствования, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, независимо от наличия разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения.

2. Необходимо ли вести учет выбросов от ненормируемых источников выбросов?

Учёт выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ведется от всех стационарных источников выбросов, в том числе ненормируемых. 

При этом согласно подходам к ведению учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов инструментальным или расчетно-инструментальным методом (ПОД-2) с использованием данных проекта нормативов допустимых выбросов данный метод применяется для нормируемых источников выбросов. Соответственно учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от ненормируемых источников выбросов следует вести расчетным методом в журнале ПОД-1.

3. Как определить метод ведения учёта выбросов? 

Метод ведения учёта выбросов (расчетный, инструментальный или расчетно-инструментальный) определяет непосредственно сам субъект хозяйствования. 

При этом учёт выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов целесообразно вести тем же методом, который использовался при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Походы к выбору метода проведения инвентаризации выбросов определены главой 3 Положения о порядке проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 33.

В случае, если на источнике выбросов установлена автоматизированная система контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (АСК), заполнение журнала ПОД-2 по учету выбросов загрязняющих веществ, контроль за которыми осуществляется в непрерывном режиме, не требуется.

4. Каким методом вести учёт выбросов, если отбор проб и измерения проводятся на источнике выбросов с периодичностью 1 раз в год?

По мнению Минприроды, если отбор проб и проведение измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарного источника выбросов осуществляются 1 раз в год, то учет выбросов от такого источника целесообразно вести расчетным методом с заполнением журнала ПОД-1.

5. При ведении учёта инструментальным или инструментально-расчетным методом на какой период распространяется действие протокола проведения измерений?

При учёте выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух инструментальным или расчетно-инструментальным методом с заполнением журнала ПОД-2 протокол проведения измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов распространяется на месяц, в котором осуществлен отбор проб и измерения, и месяц (месяцы) отчетного квартала, следующие за ним. 

Обращаем ваше внимание, что при ведении учёта выбросов могут также использоваться протоколы проведения измерений государственного учреждения «Республиканский центр аналитического контроля в области охраны окружающей среды».

6. Учёт выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух необходимо вести по показателю «общий органический углерод» или по индивидуальным летучим органическим соединениям?

Учёт выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов следует вести по тем загрязняющим веществам (суммарному показателю), по которым в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексном природоохранном разрешении установлены нормативы допустимых выбросов, а именно:

  • в случае установления норматива допустимых выбросов по общему органическому углероду, учет выбросов также следует вести по данному показателю;
  • в случае установления нормативов допустимых выбросов по индивидуальным летучим органическим соединениям, учет выбросов следует вести в разрезе таких соединений.

7. Какие методики расчета следует использовать при ведении учета выбросов расчетным методом?

 При ведении учёта выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчетным методом следует использовать те же технические нормативные правовые акты (ТНПА), которые применялись при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В случае, если ТНПА, в соответствии с которым проведена инвентаризация выбросов, утратил силу, следует руководствоваться действующими ТНПА.

 Данные из официального сайта Минприроды в глобальной компьютерной сети Интернет minpriroda.gov.by.

Важно! В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 2-З) юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, обязаны представлять ведомственную отчетность о результатах учета в области охраны атмосферного воздуха.

На основании изложенного Минприроды разработана и в установленном порядке утверждена форма ведомственной отчетности «Отчёт о результатах учета в области охраны атмосферного воздуха». Ведомственная отчетность «Отчёт о результатах учета в области охраны атмосферного воздуха» должна предоставляться юридическими лицами, осуществляющими деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основании разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (комплексного природоохранного разрешения), в электронном виде в областные или Минский городской комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту нахождения объекта воздействия на атмосферный воздух (возможно предоставление в территориальные инспекции).